Вводится единый социальный взнос на социальное страхование - себе в карман 200 миллиардов?

- 09.03.2009 15:32
Вводится единый социальный взнос на социальное страхование - себе в карман 200 миллиардов?

Грандиозный скандал под условным названием “Тендерная палата-2”, казалось бы, погас, так и не разгоревшись в полную силу. Президент Виктор Ющенко ветировал одобренный Верховной Радой в январе этого года уж очень сомнительный закон „О системе сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” (УНИАН первым среди украинских СМИ написал об этой законодательной “бомбе” в материале "Новый пенсионный закон: как украсть 200 миллиардов").

Ветировал, и ветировал. Тем самым - поставил точку.

Почему тогда “казалось бы”?

В первую очередь потому, что, поинформированные люди сообщают, что авторы законопроекта и те, кто за ними стоит, настойчиво ищут пути, как протащить его во второй раз через Раду и Секретариат Президента. Следовательно, сегодня инициаторы законопроекта заинтересованы, чтобы волны вокруг него все утихло, все обо всем забыли. А там, глядишь, можно будет делать следующий подход к “весу” в миллиарды гривен.

Но нужно ли это всем остальным? Очень сомнительно. Поэтому вернемся к этой законодательной “бомбе”. Будем бередить господину Папиеву и его коллегам незажившую рану.

Хотели как лучше... Для себя. И почти сделали

В уже упоминавшейся публикации "Новый пенсионный закон: как украсть 200 миллиардов” УНИАН детально рассказал о сути закона №0924, автором которого является именно народный депутат от Партии регионов Михаил Папиев. 15 января этого года закон был принят Верховной Радой. После этого - небывалый случай - он так и не появился на сайте ВР. И это невзирая на весь его чрезвычайный вес - закон фактически меняет всю систему администрирования социального страхования в Украине.

Согласно ему, в Украине вводится единый социальный взнос на социальное страхование, создается Государственный реестр социального страхования и признаются уполномоченные органы, которые будут собирать и учитывать соответствующие взносы. Вернее, орган. Этим органом должна стать вновь созданная Администрация социального страхования ( назовем ее сокращенно АСС). Она должна взять на себя все полномочия, возложенные сегодня на Пенсионный фонд, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, Фонд страхования на случай безработицы и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. В денежном измерении это просто колоссальные суммы - лишь в Пенсионный фонд в прошлом году поступили 103 млрд. грн., в целом же под опеку могучего АССа попадало бы 200 млрд.гр..

При этом законодатели “забыли” прописать в законе, будет Администрация государственным органом или нет. Соответственно, можно догадаться, каким АСС будет на практике. То же касается и еще одного новообразования, предусмотренного законом 0924, - Методологической комиссии по вопросам отчетности. Несмотря на то что, эта комиссия является согласно закона не государственным органом, она, в частности, должна была бы устанавливать стандарты сбора, обработки и анализа отчетности относительно социальных взносов. Одно слово, тендерная палата отдыхает.

Исчерпывающе охарактеризовал закон руководитель Секретариата Президента Виктор Балога, прокомментировав отказ Президента подписать его. “Он является попыткой внедрить легальный механизм выкачивания денег из субъектов ведения хозяйства: предприятий, частных компаний, малого и среднего бизнеса”. Он заметил, что "подготовка указанного закона проходила непрозрачно, в информационном полумраке, а голосовали депутаты под конец дня, в полусознательном состоянии в полупустом зале, хотя формально документ поддержали 409 парламентариев".

Тендерная палата умерла, но дело ее живет

Как же мог закон пройти через Верховную Раду? Откуда вдруг взялись аж 409 голосов на его поддержку, тогда как мы знаем куда более важные и законодательно более “чистые” законопроекты не получают и трети этой поддержки?

По мнению народного депутата Украины, секретаря профильного Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда - Владимира Вязивского, депутаты были искусно обмануты. Депутат убежден, что во время голосования законопроекта произошла подмена предварительно согласованного текста на его новую редакцию, изготовленную на заказ поклонников всяческих интересных образований вроде знаменитой Тендерной палаты.

Проследим, благодаря чему и кому это произошло.

Для начала Владимир Вязивский в комментарии УНИАН напомнил, что “законопроект 0924 нарабатывался не одним правительством и ставил перед собой благую цель - упростить систему коммуникаций плательщиков с четырьмя фондами, которые на сегодняшний день существуют в Украине”. Но, к сожалению, говорит секретарь профильного комитета, “идея была скомпрометирована”. “К законопроекту, который прорабатывался с привлечением максимального количества заинтересованных сторон, в том числе профсоюзов и работодателей, возник интерес у людей, которые никакого отношения не имеют к функционированию социальных фондов. Но они рассчитывают на этих фондах заработать себе копеечку”, - говорит он.

Вязивский проводит прямую параллель с созданием Тендерной палаты Украины. “Якобы был создан механизм общественного контроля над тем, чтобы власть не злоупотребляла в интересах того или иного предприятия, но при этом не забывали себе в карман положить средства. Как от власти, так и от тех же предпринимателей”, - говорит депутат.

Технически же, рассказывает депутат, в Верховной Раде произошла подмена текста законопроекта 0924. То есть 24 декабря прошлого года на Комитете Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда обсуждался один законопроект, а к зал, когда происходило голосование, пошел другой.

“На заседании комитета мы приняли консолидированный документ, который учитывал поправки и профсоюзов, и работодателей. Настоящий документ не давал преференций ни одной из сторон. В целом поправок к пенсионному законодательству насчитывалось в нем 138. Дальше процедура, в соответствии с регламентом, требует передачи этого документа от парламентского комитета в Секретариат Верховной Рады, как на электронных носителях, так и в бумажном виде с подписью председателя Комитета. После этого документ должен быть Секретариатом размножен, роздан народным депутатам, а на сайте ВР размещена сравнительная таблица с поправками к закону, и его существующим вариантом. На ознакомление с текстом законопроекта у депутатов есть 10 дней”, - объяснил народный депутат.

Что же произошло с законопроектом на этом пути? Кто его подменил?

Владимир Вязивский убежден, что можно говорить об антирегламентной деятельности председателя подкомитета по вопросам государственного социального страхования профильного Комитета Совета Михаила Папиева.

Вязивский, который, как известно является членом фракции НУ-НС, утверждает, что накануне передачи законопроекта в Секретариат ВР, между ним и Папиевим ( соответственно, представителем фракции “Регионы Украины”) состоялся такой разговор.

“Зашла речь о необходимости проголосовать все предложенные на комитете поправки. Он предложил мне - давай сделаем такую вещь, чтобы не вышло, что за ваши поправки, которые, мы понимаем, является конструктивными, не проголосуют "Регионы", а Наша Украина, соответственно, не проголосует за поправки от "Регионов", то давай внесем все эти поправки совместно, от тех депутатов, предложения которых были приняты на Комитете”, - объяснил народный депутат.

“Я не возражал, и подписался под таким вариантом поправок, - продолжает Вязивский.- Но потом мне удалось раздобыть тот документ, который якобы был роздан в ВР, а в действительности, он даже официально не попал в парламент. В законопроекте было уже не 138, а 174 поправки! Текст этого документа был набран и размножен вне ВР, о чем я узнал, общаясь с руководителем Секретариата ВР”.

Вязивский утверждает, что именно таким образом и были обмануты 409 народных депутатов. “Не имея на руках настоящего текста законопроекта, не имея возможности прочитать его на сайте Верховной Рады, собственно я проголосовал за этот законопроект, поверив на слово своему коллеге”.

По словам народного депутата, важнейшим разногласием между согласованным в комитете законопроектом и окончательным текстом документа стало появление в нем положения о создании Методологической комиссии по вопросам отчетности. “Это самоуправляющаяся структура, которая сама себя избирает, сама пишет регламент своей дельности, определяет какие документы принимать и какие методологические разъяснения давать на места. Если захочется деньжат, то за каждую консультацию, предпринимателю придется давать этой комиссии определенную сумму. То есть люди желают заработать деньги и, надо сказать, деньги очень большие”, - говорит народный депутат. По его словам, Методологическая комиссия является самоуправляющейся структурой, в которую должны войти представители фондов, профсоюзов, работодателей. “Мне прозрачно намекали, что и Вязивский может войти в комиссию. Я понимаю, что комиссия должна быть довольно крупненькой, чтобы на всех хватило”, - добавил Вязивский.

Вот такая вот история.

И тут возникает множество вопросов.

Почему прячется депутат Папиев?

Сегодня депутат Вязивский убедительно говорит, что в Украине уже есть негативный опыт создания общественной структуры, которая, по идее, должна была бы контролировать власть и бизнес. “Такая структура, как Тендерная палата, могла существовать при любом правительстве. Свою долю в ней имели коммунисты, регионы, БЮТ. Лишь после того, как был жестко поставлен вопрос относительно того, кто стоит за Тендерной палатой, этим политическим силам пришлось публично открещиваться от нее и идти на те поправки, которые были предложены Президентом”, - подчеркнул народный депутат.

Это понятно. Но почему он говорит об этом только теперь, в комментарии УНИАН? Почему, если его “подставили”, введя в заблуждение, какие документы он подписывает, он молчит, не требует служебных расследований, публичных объяснений от того, кто его “обманул”?

Вопрос...

Еще больше вопросов есть к народному депутату Михаилу Папиеву.

Депутат Вязивский заявил о “антирегламентной деятельности” коллеги по парламенту Михаила Папиева. Но это, так сказать, очень мягко сказано. Фактически этой дипломатической фразой один депутат говорит о том, что другой депутат фальсифицировал документы. Согласитесь, обвинение более чем серьезное.

И что же депутат, которого обвиняют?

Его поведение кажется более, чем странным.

Насколько известно УНИАН, Владимир Вязивский предринял попытку инициировать “разбор полетов” во время заседания профильного комитета парламента. Однако, не успел, как говорят, раскрыть рот, как депутат Папиев, сославшись на срочные дела, поспешно отбыл в лишь ему известном направлении. Председатель же комитета, еще один регионал Василий Хара сделал все возможное, чтобы “спустить все на тормозах” и не выносить сор из комитетской избы.

Мы пытались напрямую спросить у самого Михаила Папиева, что он думает об этом. Попытки были довольно настойчивыми: на протяжении более чем недели пытались выйти на депутата через его помощников. Ноль внимания. Господин Папиев, взять комментарий которого для журналистов УНИАН до сих пор не было никаких проблем, господин Папиев, который множество раз брал участие в пресс-конференциях, разнообразных “круглых” и “квадратных” столах, вдруг настолько перестал замечать и помнить УНИАН, что мы не смогли получить хоть слово комментария или объяснений по поводу суперзакона под номером 0924. В итоге, у нас создалось стойкое впечатление, что у него не было ни малейшего желания общаться на эту тему. Вернее, было стойкое нежелание.

И это при том, что все сходится на том, что именно депутат Папиев является ключевой фигурой в “протаскивании” законопроекта через парламент. Как пишет Интернет-издание “proUA”, в конце 2008 года руководитель юридического управления Верховной Рады вернул законопроект в Комитет, возглавляемый Василием Харой, на доработку, поскольку он не прошел экспертизу. Но законопроект на повторную экспертизу, как того требует закон, не вернулся, а внезапно появился …уже в зале Рады. И это несмотря на все препятствия. Сначала спикер Совета Владимир Литвин утром 15 января лично отказал Папиеву в его устной просьбе включить проект закона в повестку дня “с голоса”. То есть, фактически Папиев, пишет издание, предлагал включить в повестку дня законопроект, которого в Раде никто в глаза не видел, а, следовательно, не понимал, за что Папиев предлагает голосовать.

Но вечером, продолжает издание, “расписание” изменились. Сначала к Раде подъехала машина, из которой были вынесены тяжелые коробки из-под ксероксной бумаги. В них, убеждены журналисты издания, и лежали 450 экземпляров законопроекта. Они и были розданы депутатам. Литвин ушел из Рады, заседание вел Александр Лавринович. В 16-30 он заявил, что руководители фракций и представители Кабмина просят проголосовать за включение проекта в повестку дня. “Регионалы” и бютовцы тут же проголосовали за включение проекта в повестку дня. В 17-53 Папиев вышел на трибуну доложить, что практически все 174 поправки учтены, и через 10 минут закон был одобрен голосами 409 депутатов из всех фракций. Еще через 10 минут депутаты разошлись по домам.

Так было бы что рассказать Михаилу Папиеву? Ага.

Например, позже депутат Ксения Ляпина ( фракция НУ-НС), комментируя одному из Интернет-изданий появление в Раде законопроекта из ксероксных коробок, то есть, закона, который был изготовлен вне стен Рады, сказала: “Имело место то, что называется служебным подлогом. Осталось лишь выяснить, чей это подлог, поскольку это уголовное преступление”.

Похоже, не очень хочется депутату Папиеву выяснять это.

Впрочем, вопросы есть не только к господину Папиеву…

Продави один закон - и ты до конца жизни “ в шоколаде”

Но и ко всем 409 депутатам, которые своими голосами поддержали закон и тем самым дали ему путевку в жизнь. Фактически мы видим ситуацию, когда четыре сотни народных избранников проголосовали, абсолютно не понимая, за что именно они голосуют. Как же так, скажете вы? Карманный вор, которого поймали на горячем, или “домушник”, которого берут на ограблении квартиры, должны ответить перед законом и имеют реальный шанс увидеть “небо в клеточку”. Депутаты, которых миллионы людей выбирают для служения народу, могут запустить в действие закон, согласно которому кучка аферистов залезет в каждый карман, в каждый дом, “раздерибанит” 200 миллиардов гривен, и никто из них за это не ответит... Как же так?

А вот так.

Они расскажут, что представители фракции в профильном комитете дали “отмашку” на голосование “за”, объяснят, как они спешили делать добро людям, голосуя за закон, и многое другое. Но никто, ни один из них не ответит за качество закона. Тем самым лишний раз подтвердив, что сегодня Верховная Рада - самый комфортный, самый высокооплачиваемый в стране орган коллективной безответственности и безнаказанности.

Они разглагольствуют о своем патриотизме, делают широкие жесты вроде урезания вдвое своих зарплат, но какое это имеет значение на фоне их РЕАЛЬНОЙ жизни? Реальная же жизнь депутата - это несколькотысячная зарплата (даже в уполовиненном виде), это абсолютно бесконтрольное расходование так называемого депутатского фонда в несколько тысяч гривен ежемесячно ( ни для кого не секрет, что лишь единицы из депутатов тратят этот фонд действительно по назначению, остальные же считают доплатой от государства себе любимому).

Но важнее всего даже не это. Достаточно пролоббировать, провести через Раду один закон вроде того, о котором здесь идет речь, и ты обеспечен до конца дней своих, и дети твои обеспечены, и внуки. А три-четыре сотни так называемых народных избранников проголосуют за данный закон, понимая, что завтра они поменяются местами, уже кто-то другой из депутатов будет автором очередного “шедевра” и ему придется надеяться в поддержку коллег. Яркая иллюстрация - лишь два депутата из тех 409, которые поддержали законодательную “бомбу” под номером 0924, в конечном итоге таки прочитали, что они там наголосовали, и выразили свой протест - Елена Лукаш из партии Регионов и Сергей Терехин из БЮТ. Тем самым подтвердив, что есть люди, которые могут идти против течения ( в данном случае против общей позиции фракции, пусть даже это такие разные фракции как БЮТ и Регионы), но подтвердив и то, что это - лишь исключение, а не правило.

А теперь о самом главном.

Они опять делают это!

Если вы думаете, что все сказанное здесь - преувеличение, что кто-то из уже здесь упомянутых “народных избранников” испугался человеческого осуждения, вы наивный человек, которого ничему не научила жизнь в Украине. Они уж как раз решили, что все улеглось, все затихло. Пару-тройку недель - и все обо всем забыли.

А следовательно - вперед.

В среду, 4 марта, состоится заседание Комитета Верховной рады по вопросам социальной политики и труда. И догадайтесь, какой законопроект опять значится в повестке дня? Да, именно он - под номером 0924. После ветирования Президентом он должен опять пройти через комитет. Теперь догадайтесь, каким он значится в повестке дня заседания? Именно так, последним. Следовательно, расчет тот же - как на тогдашнем пленарном голосовании, когда все происходило в полупустом зале с полусонными депутатами-“кнопкодавами”, обсуждение пройдет при условиях, когда кто-то уже уйдет с заседания, кто-то будет спешить побыстрее пойти, кто-то устал, а кто-то и так бы не напрягался.

Насколько нам известно, и текст законопроекта не изменился. Косметические правки, конечно, сделаны. Суть - та же: не государственная Администрация, которая будет контролировать все финансовые потоки, Методологическая комиссия с непонятным ( вернее, очень даже понятным узкому кругу людей) статусом. А на кону - те же 200 миллиардов гривен в ежегодном меню. Ничего себе аппетиты, не так ли?

Более того, насколько известно из информированных источников, инициаторы принятия законопроекта не сидели сложа руки. Работа шла по всем направлениям - вербовка депутатов из числа членов комитета ( для получения необходимого вывода от имени профильного комитета), индивидуальная работа во фракциях ( для получения голосов в зале), а важнее всего - “совершенствование” самого закона и “стыковки” его с другими законопроектами ( через них можно будет “протащить” то, что депутаты “вырежут” из закона 0924).

Следовательно, в новом варианте значительно четче выписаны возможности Трехстороннего самоуправляющегося Совета (то есть, трех сторон партнерства) как высшего коллегиального органа, который будет управлять системой социального страхования. Трехстороннему совету предоставлены полномочия высшего коллегиального органа, который осуществляет координацию деятельности всех коллегиальных органов в сфере общеобязательного государственного социального страхования. Предусмотрена возможность для совета самостоятельно созывать и проводить внеочередные заседания правлений фондов социального страхования, лишать членов правлений фондов их полномочий и назначать проведение аудиторской проверки фондов. Тем самым кардинально ограничиваются права органов управления фондами социального страхования на самоуправление отдельными видами страхования, вместо этого практически безграничной властью наделяется сам Совет. В придачу ко всему, сам Совет будет утверждать и предельную численность работников Администрации социального страхования, и условия оплаты их труда. По расчетам Минтруда, финансирование создаваемой Администрации затянет на 200 млн.грн. на год. Ничего себе?

Если перевести все это на привычный язык, правительство, а следовательно и государство, теряют управление и Пенсионным фондом, и Фондом занятости.

При этом - важная деталь, которая убедительно свидетельствует о “комплексном подходе” лоббистов закона 0924, - Михаилом Папиевим активно “прорабатывается” законопроект о социальном диалоге № 1440. Этим законопроектом закладываются довольно сомнительные, по мнению многих экспертов, критерии репрезентативности участников этого диалога. Благодаря внедрению этих критериев на национальный уровень смогут выйти те работодатели и профсоюзы, которые по замыслу лоббистов 0924 должны попасть в Трехсторонний Совет. Скажем, ФПУ, к которой имеет непосредственное отношение Василий Хара (помните, кто это?) и Федерация работодателей ( Юрий Бойко из той же Партии Регионов), другие же по этим критериям будут “отсеяны” и ни при каких обстоятельствах не попадут туда. Следовательно, Совет, как это сегодня фактически произошло с Фондом по временной потери трудоспособности, окажется неподконтрольным государству. Понятно, со всеми приятными последствиями для узкой группы лиц.

Более того, такая логическая схема открывает не только широкие финансовые возможности, но и дает возможность решать политические задания.

Скажем, администрация предприятия несвоевременно выдает деньги на выплату больничных, регресники (главным образом, например, шахтеры) своевременно не получат свои выплаты. Куда направят гнев этих людей, чью лодку раскачают? Все зависит от того же Трехстороннего совета.

Опять таки, помните, кто будет определять отчетность для всех предприятий-учреждений и проверять ее выполнение? Да, знаменитая Методологическая не государственная самоуправляющаяся комиссия. Следовательно, на одних предприятиях можно закрыть глаза на некоторые “мелочи”, на других наоборот - широко открыть. Вот и есть источник финансирования одних партийных проектов и, наоборот - “минимизации” других.

А в целом с этим Трехсторонним Советом та же история, что и с нашими законодателями. По данному закону, Совет является коллегиальным органом, который не будет нести ни за что ответственности. Будут отвечать другие - те, на кого будут переведены стрелки.

Но это уже - тема другого разговора. Пока еще вопрос один - удастся ли лоббистам закона 0924 “протащить” свое детище через парламент, а, следовательно - будем ли иметь новую аферу, отдав под контроль группки людей 200 миллиардов гривен в год. То есть, больше чем половину бюджета страны.

Петр Черных

Джерело: http://news.finance.ua/ru


Ключові слова: Закон „О системе сбора и учета единого социального взноса на общеобязательн

Коментарі (1)
Oleg | 10.03.2009
Закон протащат, уж очень большая сумма для одной некоммерческой организации.

Додати свій коментарій:
*Ім'я:
E-mail:
*Коментарій:
Символів залишилося: із
Підтвердіть, що Ви людина 
Відповідь - одне слово на тій же мові, що й питання.
Відповідь на питання «скільки» - число
Нову загадку, будь-ласка

Другие новости:

Теракт в Крокусе Сити Холл: новая информация, количество пострадавших и судьба нападавших Глава Федеральной службы безопасности (ФСБ) России
- 25.03.2024 11:19
Владелец Крокус Сити Холл взял кредиты с сыном Эмином для спасения своего безнеса Миллиардер Араз Агаларов и его сын, известный певец Эмин
- 23.03.2024 22:44
Кто хозяин Крокус Сити Холла? Данные 2024 Крокус Сити - это крупный деловой и торговый комплекс в Москве, принадлежащий российскому бизнесмену и
- 23.03.2024 22:30
Сколько погибших в Крокус Сити Холл? В подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл»
- 23.03.2024 21:42
Что известно о террористах в Крокус Сити, кто они, кого задержали Что стало с теми террористами, атаковавшими Крокус: кого когда задержали, кто они?
- 23.03.2024 18:24
Що пишуть європейські ЗМІ та США про теракт в Крокус Сіті Хол Що західні ЗМІ пишуть про теракт у «Крокусі», кого і чому засуджують
- 23.03.2024 18:12
Теракт у Крокус Сіті Холлі: як це було всередині, розповіді очевидців Теракт у «Крокус Сіті Холлі»: як це було всередині, розповіді очевидців
- 23.03.2024 17:30
Біля берегів Індонезії стався сильний землетрус Біля берегів Індонезії стався землетрус магнітудою 5,3
- 23.03.2024 12:49
Почему террористы напали на Крокус Сити Холл в Москве, что это за место По сообщениям, нападавшие открыли огонь, за которым последовали взрывы и возгорание
- 22.03.2024 22:00

Всі новини