Януковича отстранят от власти в 2012 году
- 17.09.2010 13:36«Есть информация, что российское руководство попытается отстранить Януковича от власти в 2012 году»
Бывший майор госохраны Украины Николай Мельниченко, автор аудиозаписи, с которой началось дело Гонгадзе, рассказал о завершении этого дела в интервью Slon.ru
Следствие по самому громкому делу времен независимой Украины – убийству журналиста Георгия Гонгадзе – завершено. Правда, с небольшим опозданием. В названные генпрокурором около полугода назад сроки его ведомство не уложилось. Впрочем, учитывая многолетнюю продолжительность следствия, на незначительную заминку никто не обратил внимания. Заявление Генпрокуратуры практически совпало с десятой годовщиной со дня исчезновения журналиста. Организатором и исполнителем убийства назван бывший генерал-лейтенант милиции Алексей Пукач. Единственным заказчиком – ныне покойный бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко. Теперь с материалами дела будут знакомиться родственники журналиста и сам Пукач, затем его передадут в суд. Там на нем, возможно, будет поставлена точка.
Впрочем, пока в деле больше знаков вопроса. Мать журналиста Леся Гонгадзе уверена, что следствие попросту списало преступление на подозрительно умершего министра и таким образом прикрыло свою бездеятельность. Не видит мотивов для убийства Гонгадзе бывшим министром и адвокат вдовы журналиста – Мирославы Гонгадзе – Валентина Теличенко. Загадочными по сей день остаются и обстоятельства смерти самого Кравченко: он, по версии следствия, покончил с жизнью, дважды выстрелив в голову из оружия разных калибров.
Определенную ясность в запутанное дело могут внести показания бывшего майора госохраны Николая Мельниченко, автора скандальных аудиозаписей из кабинета Кучмы. Полгода назад он говорил в интервью Slon.ru, что при Януковиче больше шансов на раскрытие дела, чем при при Ющенко, но что реальным заказчикам убийства, скорее всего, удастся избежать правосудия. Теперь бывший охранник уверен, что они все же получат по заслугам, хоть и не в зале суда. Об этом, о перспективах будущего процесса и о роли в деле Гонгадзе западных спецслужб и ФСБ он рассказал корреспонденту Slon.ru Катерине Коберник накануне десятой годовщины со дня смерти журналиста.
– Генпрокуратура, наконец, назвала заказчика. Это конец дела?
– По моему убеждению, на сегодняшний день, это – точка. Если только не появятся дополнительные стимулы для власти продолжить следствие. То есть, если общество не смирится с такими результатами, или журналисты не приведут такие аргументы, от которых власть не сможет откреститься. Сам я не буду подымать гражданскую войну и требовать, чтобы нынешняя власть совершала невозможное. Я не совсем удовлетворен тем, что есть сейчас, но во имя будущего Украины я отказываюсь сам и призываю остальных не использовать это дело ради политических дивидендов.
– Судя по последним заявлениям, обвинения в сторону Кравченко основываются только на показаниях Пукача. Очень сомнительные аргументы для безоговорочного вердикта. Или, возможно, эти выводы сделаны и на основании ваших пленок?
– Правовой аспект этого вопроса вообще очень сомнителен. Если Кравченко назвали заказчиком убийства, основываясь только на показаниях Пукача, то почему тогда не возбудили дела против Кучмы и Литвина? Ведь Пукач свидетельствовал и против них. Если во внимание были приняты пленки, то возникает тот же вопрос. На пленках тоже фигурирует не только Кравченко.
– Главный вопрос, который возник после заявления Генпрокуратуры: зачем Кравченко было отдавать приказ об убийстве журналиста? Какой у него мог быть мотив?
– Ни у Пукача, ни у Кравченко не было мотивов для этого убийства. Никаких. Это Кравченко могли дать приказ убить Гонгадзе. Или его могли очень хорошо попросить это сделать. Поэтому считать приказ об убийстве его личной инициативой нельзя.
– То есть вы не верите в версию о его, Кравченко, самоубийстве?
– Нет. Его убрали как очень осведомленного свидетеля.
– Кто убрал?
– Скажем так: предыдущая власть.
– Вас называют одним из тех, кто может пролить свет на это дело в суде. Вы намерены принимать участие в заседаниях?
– Вопрос в том, будут ли рассматриваться записи в суде. Скорее всего, нет, поэтому меня туда никто не пригласит. Если все-таки пригласят, главное, чтоб была возможность дать эти показания. Чтоб я был жив и здоров. Чтоб со мной не случилось то же, что с Кравченко.
– В нашей последней беседе вы говорили, что вашей безопасности уже практически ничего не угрожает. Обстоятельства изменились?
– Суд может отправить дело на доследование. Могут быть привлечены другие люди. И если это случится, то мне есть чего опасаться.
– Депутат-регионал Василий Грицак заявил, что «дело Гонгадзе» – это спецоперация американских спецслужб, целью которой было свержение режима Кучмы. Какую роль в этом деле сыграли американцы?
– Я согласен, что это была спецоперация. Ее целью было прекращение преступной деятельности человека, который преступным путем пришел к власти в 1999 году, который ограбил страну на миллиарды долларов и давал преступные приказы. Согласен, что были задействованы спецслужбы. Но я бы посоветовал Грицаку отправить запрос в Генпрокуратуру, которая должна разобраться с этим делом. Нужно разобраться, какое отношение имеет ФСБ к Мельниченко, Кучме и т.д. Каким образом Мельниченко в 2004 году оказался в Москве, на Красной площади, когда его разыскивал Интерпол? Я сам уже дал показания относительно места и роли иностранных спецслужб в этой истории, но некоторые вещи не могу говорить из-за подписки о неразглашении.
– А при чем тут ФСБ?
– Скажем так, после обнародования пленок, много спецслужб стали пользоваться шатким положением Кучмы. Русские тоже это делали в своих национальных интересах. Вы же помните, как тогда Запад отвернулся от Кучмы, и он фактически упал в объятия России. Это было неслучайно. Сейчас важно не допустить, чтобы похожие приемы использовали против Януковича.
– А это реально сделать сейчас?
– Да. Есть информация, что российское руководство попытается отстранить Януковича от власти в 2012 году, когда президентом опять станет Путин. Ведь не секрет, что Путина не очень устраивает президент Янукович.
– Есть версия о том, что окончание дела – это больше пиар-ход новой власти перед местными выборами, чем торжество справедливости.
– Я могу сказать только то, что нынешняя власть за полгода сделала много больше, чем предыдущая за 5 лет. Если выдвигать претензии, то в первую очередь – к Ющенко. Если б он не выступал адвокатом убийц, все было бы гораздо проще.
– Но Литвин и Кучма, которых вы обвиняли в убийстве Гонгадзе, на свободе. Значит, это не справедливый финал? По крайней мере, для вас?
– Литвин и Кучма не будут жить спокойно. Я не исключаю, что наказание, которое они понесут, а они его, безусловно, понесут, будет хуже срока.
– Это вы говорите о Высшем суде или реальном наказании?
– Скажу так, Литвин и Кучма должны усилить свою безопасность.
Коментарі (0)
Другие новости:
- 31.10.2024 11:40
- 30.10.2024 09:01
- 29.10.2024 16:37
- 29.10.2024 09:25
- 28.10.2024 15:00
- 28.10.2024 14:42
- 28.10.2024 14:27
- 28.10.2024 10:38