Черновицко-Буковинская епархия. История
- 24.10.2009 22:08Черновицко-Буковинская епархия Украинской Православной Церкви включает в себя православные приходы и монастыри на территории Черновицкой области. История этого края уходит вглубь веков. Археологические находки на территории области достигают времен каменного века. С середины I тысячелетия до Р.Х. ее населяли ираноязычные племена скифов и сарматов (со II века до Р.Х.). В III веке по Р.Х. сарматов вытеснили германские племена готов, а через столетие готы вынуждены были отступить отсюда на запад и юг под натиском гуннов с востока. Последние не прижились на этой земле и ушли дальше на запад.
В это время край начали стремительно заселять славянские племена и племена предков современных румын. Надо отметить, что границы Римской империи - провинция Дакия Траяна (современная Румыния), доходили почти до территории современной Черновицкой области.
В Х веке территория края вошла в состав Киевской Руси, а во времена княжеских междоусобиц входила сначала в Теребовлянское, а потом в Галицкое княжества. В 1199 году волынский князь Роман Мстиславович объединил Волынское и Галицкое княжества в одно государство, но в скором времени русские княжества стали данниками татаро-монголов. Татарское иго не было здесь таким жестоким, как на остальных русских землях и продолжалось около столетия. Баскаки были изгнаны с Буковины поляками и венграми.
В середине ХIV века территория нынешней Черновицкой области стала северной частью новообразованного Молдавского государства, но уже в XVI веке сама Молдавия стала вассалом Турции. В XVIII веке соседи Османской империи - Россия и Австрия, усилили против нее военную экспансию. Для Буковины это имело определенные последствия. В 1775 году, несмотря на протесты молдавского князя Григория Гики, Турция согласилась с переходом в состав Австрии части Молдавского княжества, получившего название Буковина, а в 1812 году, в результате очередной российско-турецкой войны, часть Молдавии (Бессарабия) вошла в состав России.
Таким образом, до 1918 года часть территории нынешней Черновицкой области - Северная Буковина (сейчас это Вижницкий, Глыбокский, Заставновский, Кицманский, часть Новоселицкого, Путильский, Сторожинецкий районы и город Черновцы) находилась в составе Австро-Венгерской Империи, а другая часть - Северная Бессарабия (сейчас это Кельменецкий, часть Новоселицкого, Сокирянский и Хотинский районы) – в составе Российской Империи.
В 1917 году в России произошел политический переворот, а в 1918 году распалась Австро-Венгерская Империя, в результате чего, в 1918 году сначала Бессарабия, а потом Буковина, были присоединены к Румынии. В конце 1919 года Австрия юридически отказалась от Буковины в пользу Румынии (Сен-Жерменский мирный договор), однако Россия никогда не отказывалась от Бессарабии, считая ее оккупированной территорией.
В конце 30-х годов, в связи с военными приготовлениями, территории вдоль западной советской границы, оказались под пристальным вниманием советского и германского руководства. В тайном протоколе Пакта Молотова-Риббентропа (август 1939 года) о разделении сфер влияния между Германией и Советским Союзом было указано, что южные территории на западной советской границе являются сферой влияния СССР. В результате, в июне-июле 1940 года территории Северной Буковины, Бессарабии и округа Герца, были аннексированы Советским Союзом.
07 августа 1940 года из Северной Буковины, Северной Бессарабии и округа Герца (сейчас это Герцаевский район области) была образована Черновицкая область Украинской ССР. Во время Великой Отечественной войны область была занята немецко-румынскими войсками и снова присоединена к Румынии. В 1944 году, в результате наступления Красной Армии, эта земля окончательно отошла к УССР.
В 1991 году, со времени провозглашения независимости Украины, Черновицкая область стала частью Украинского государства.
Территория области составляет 8,1 тыс.км2. Население - 922,8 тыс.чел. по состоянию на 05.12.2001, из них: 373,5 тыс.чел. - городское (40,5%) и 549,3 тыс.чел. - сельское (59,5%).
В области - 11 городов, 8 поселков городского типа, 397 сел. Область разделена на 11 районов. Областной центр - город Черновцы (состоит из 3 районов), имеет территорию 0,15 тыс.км2 и 240,6 тыс.чел. населения.
Черновицкая область граничит на юге - с Румынией (Сучавский и Ботошанский уезды), на юго-востоке - с Молдовой (Бричанский и Окницкий районы), на западе и севере - с Галицией (Ивано-Франковская и Тернопольская области), на севере и востоке - с Подольем (Хмельницкая и Винницкая области).
Особенностью Черновицкой области является многонациональность ее населения, которое составляют представители 80 национальностей и народностей (по состоянию на 05.12.2001). Из них: свыше 74,7% (689100) - украинцев, 12,4% (114600) - румын, 7,3% (67200) - молдаван, 4,1% (37900) - русских, 0,4% (3400) - поляков, 0,15% -белорусов (1500), 0,15% (1400) - евреев и 0,8% (7700) - других народов. Несмотря на такую полиэтничность, между буковинцами никогда не было открытого противостояния или вражды на национальной почве.
Черновицко-Буковинская епархия, как и земля, на которой она находится, также имеет древнюю и славную историю.
В конце I тысячелетия от Р.Х. происходил процесс просвещения Христовой верой восточноевропейских народов. Выдающаяся роль в этом принадлежала святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые перевели Священное Писание на славянский язык. Становление церковной организации в Болгарии, Сербии, а со временем и в Киевской Руси, проходило под омофором Константинопольского Патриарха. Территория нынешней Черновицкой области входила в состав Киевской митрополии, созданной при св. кн. Владимире Великом; однако, тут на процесс христианизации заметное влияние оказывали южные соседи.
Во времена междоусобиц многие князья, для усиления своей власти и авторитета, желали отделить церковные организации в своих областях от власти Киевского митрополита. В 1303 году была создана Галицкая митрополия (71-я митрополия Константинопольского Патриархата), в которую вошли приходы края, но вскоре Галицко-Волынское государство перестало существовать, а земли нынешней Черновицкой области вошли в состав Молдавии.
Молдавский воевода также пожелал иметь отдельную церковную организацию, в результате чего Галицкий митрополит Антоний (назначенный Патриархом в 1371 году) рукоположил для Молдавии двух епископов - Иосифа и Мелетия. В 1394 году Патриарх назначил для Молдавской Церкви митрополита Иеремию, но его не приняла светская власть. Через некоторое время сменились Константинопольский Патриарх и господарь Молдавии. Тогда в 1401 году епископ Иосиф (брат нового господаря Молдавии Александра Доброго), ранее отлученный Патриархом, был признан законным Молдавским митрополитом. Александр Добрый разделил Молдавию на 3 округа с центрами в Сучаве (столица), Радауцах и Романе. По общепринятому порядку, границы епархий должны были совпадать с границами областей. Большая часть нынешней Черновицкой области вошла в состав Радауцкой епархии. Благодаря тому, что Православие было государственной религией в Молдавии, Церковь имела большой авторитет, власть и богатство.
Такое состояние дел сохранялось до 1775 года, когда Буковина вошла в состав Австро-Венгерской Империи. В соответствии с новыми границами были изменены и границы епархий. Часть приходов Радауцкой епархии осталась в Молдавии (они в 1812 году вошли в состав Кишиневско-Хотинской епархии Синодальной Российской Церкви), а часть приходов Ясского митрополита (в XVII веке столица Молдавии была перенесена из Сучавы в Яссы) осталась на Буковине. В результате переговоров, 24 апреля 1781 года Ясский митрополит отказался от своей юрисдикции над Радауцкой епархией и над теми приходами Буковины, которые непосредственно относились раньше к его епархии. В ответ епископ Радауцкий (с 1750 года) Досифей (Херескул) отказался от своей духовной власти над приходами Радауцкой епархии, которые остались в Молдавии.
Центром Буковины австрийцы избрали город Черновцы. Поэтому, согласно правительственному постановлению от 12 декабря 1781 года, епископ Досифей перенес свою кафедру из Радауц в Черновцы, а 12 февраля 1782 года состоялась его интронизация как епископа Черновицкого и Буковинского. Таким образом, с присоединением Буковины к Австрии, прервалась духовная связь Буковинской Епархии и Молдавской Церкви.
Императорским указом от 4 июля 1783 года епископ Досифей вошел в юрисдикцию Карловацкого митрополита (с 1848 года - Сербского Патриарха), который считался примасом (первоиерархом) всех православных Австрии. Власть Карловацкого митрополита над Черновицким епископом была номинальной и выражалась в проведении хиротонии над назначенным австрийской властью кандидатом на должность Черновицкого архиерея.
Во внутреннем управлении Черновицкая епархия была самостоятельной и руководствовалась своим уставом - “Духовным регламентом” от 29 апреля 1786 года, специально изданным австрийским императором Иосифом II. Согласно ему, внутреннее управление в епархии принадлежало правящему архиерею и действующей под его руководством консистории. Вначале консистория состояла из шести человек, а с 1869 года - из девяти. Право избрания и назначения членов консистории имел архиерей, по согласованию с местной государственной властью, но иногда эти функции выполняло Министерство вероисповеданий и образования Австрии. Для организации и ведения деловодства при консистории действовала канцелярия.
На уровне приходов существовали такие органы, как приходское собрание и приходской совет - эпитропство. Последнее состояло из 12 человек под руководством приходского священника и избиралось на 6 лет. Быть избранным в состав приходского собрания и принимать участие в его работе имели право все мужчины церковной общины, достигшие 24-х летнего возраста. В эпитропство же избирали мужчин старших 30-ти лет, причем только самостоятельных владельцев хозяйства (“газд” или “хозяев”). Председатель эпитропства (священник) не имел права распоряжаться церковным имуществом на своё рассуждение, а согласовывал все с советом эпитропов.
До присоединения к Австрии Буковина имела более 20-ти монастырей и скитов. Новая власть оставила из них только 3 самые крупные мужские обители: Путна, Драгомирна и Сучевица (все находятся на территории Южной Буковины – современная Румыния), установив для каждого монастыря лимит проживающих в 25 человек. Незадолго до присоединения Буковины к Австрии и в первое время после него, много монахов с Буковины перешли в Молдавию, в т.ч. и прп.Паисий Нямецкий (Величковский), который оставил Драгомирну и переселился вместе с учениками в монастырь Секу, а позже - в Нямецкий монастырь. Со временем буковинские монастыри стали похожими на интернаты, где доживали свой век вдовые священники. Так, в 1902 году в этих монастырях проживало только 43 насельника, хотя даже законом разрешалось 75. Таким образом, монашеская жизнь края оказалась в крайнем упадке. В начале XХ века, при содействии митрополита Владимира (де Репта), в Черновцах был организован женский Свято-Введенский монастырь. Позже, уже в 30-х годах, когда территория епархии входила в состав Румынии, был возрожден Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь в с. Хрещатик (над Днестром). А также были открыты скит Яблунивка (на окраине Черновцов) и несколько монастырей на территории Южной Буковины.
В австрийский период духовенство Буковинской епархии было материально обеспечено: священники получали зарплату, пенсии. Каждый приходской священник был обеспечен жильем и землей (около 12-ти га), которую мог сдавать в аренду. Также ему выплачивалась зарплата за совершения треб и т.п. Все духовенство епархии в конце XIX века имело богословское образование, благодаря действующему в Черновцах Богословскому факультету университета.
С 80-х годов XIX века в епархии была своя типография, которая находилась в резиденции Митрополита. В Черновцах издавалось много православной религиозно-духовной и богословской литературы: двуязычный епархиальный журнал “Candela“ (“Светильник”), сборники церковных проповедей, церковные календари, книги и брошюры поучительного характера для мирян и т.п.
Источником финансирования Православной Церкви на Буковине был Религиозный фонд, созданный австрийцами из секуляризованного церковного имущества (в основном из имущества закрытых монастырей, земля которых составляла в то время около 20-30% территории края или более 200 тыс. га земельных угодий, лесов и т.п.). Кроме недвижимого имущества, в Религиозном фонде были денежные средства, которыми оперировали для получения прибыли.
Религиозный фонд не только обеспечивал духовенство, но и финансировал строительство храмов и приходских домов, содержал православные учебные заведения. Только в конце ХІХ века образование обрело светский характер, но преподавание Закона Божьего продолжалось на Буковине вплоть до прихода советской власти. Во второй половине XIX века в Черновцах были сооружены такие архитектурные шедевры, как кафедральный Свято-Духовский собор (действующий и по сей день) и Резиденция Буковинских Митрополитов (в настоящее время там находятся три корпуса Черновицкого университета).
Из учебных заведений, существовавших за счет Фонда, можно назвать начальные народные школы, гимназии, учительскую школу, профессиональные школы, а также богословское училище, которое в 1875 году стало Богословским факультетом открывшегося Черновицкого университета.
С момента создания Религиозного фонда, им руководили австрийские государственные служащие (чиновники Министерства вероисповеданий и образования), что влекло за собой использование средств Фонда на цели, не имеющие ничего общего не только с Православием, но и с религией вообще. На деньги Фонда строились казармы, военные сооружения, курорты для офицеров и чиновников, горнозаводские, промышленные объекты, городские управленческие учреждения, суды, государственные учебные заведения и т.п.
Важной особенностью Буковинской епархии было то, что автохтонное население Буковины составляли буковинские русины (преимущественно на территории Северной Буковины) и румыны (на территории Южной Буковины - современная Румыния). С древних времен эти народности жили вместе и не разделяли себя по национальному признаку. Главным всегда оставался религиозный фактор. Поэтому русины (украинцы) Буковины считали более близкими к себе румынов, нежели украинцев Галичины, которые были униатами.
В середине XIX века по Европе прошла волна национальных революций, взволновавшая многие народы, и, в определённом смысле, изменившая систему ценностей в мире. Национальное движение коснулось и буковинцев, в первую очередь румынов. Одним из руководителей национального румынского движения в Австрии был епископ Германштадта (ныне г.Сибиу, Румыния) Андрей (Шагуна), который выдвинул требование создать на основе румынских православных епархий Австрии отдельную Митрополию, независимую от сербской иерархии. Аргументировал он эту идею постоянными притеснениями со стороны сербов. Типичной для обособления любой нации явилась идея общего врага и гонителя.
В то время Епископом Черновицким и Буковинским был Евгений (Гакман), который не был противником плана епископа Андрея, но выступил против вхождения Буковинской епархии в такую Митрополию, поскольку считал, что этим будут ограничены права русинов (украинцев) Буковины.
В 1864 году состоялся Синод Православной Церкви в Австрии. На нем было принято решение о создании из трех румынских епархий Австрии Семигородской (румынской) Митрополии. Буковинская епархия не вошла тогда в эту Митрополию из-за противодействия епископа Евгения (Гакмана), но вопрос касательно нее остался открытым.
Большая часть православных епархий Австрии подчинялись Сербскому Патриарху. Три епархии составили Румынскую митрополию. Кроме них оставались еще 2 епархии: Буковинская и Далматинская. Первая была двунациональной, вторая же состояла преимущественно из сербов, но имела, как и Буковинская епархия, свою внутреннюю автономию и “Регламент”. Епископ Евгений (Гакман), с целью противостояния присоединению Буковинской епархии к Семигородской митрополии, выдвинул план создания на основе Черновицкой епархии отдельной православной Митрополии в Австрии. Для осуществления этого плана к Буковинской епархии требовалось присоединить Далматинскую епархию. Понятно, что принятие подобных решений находилось в компетенции высших государственных кругов Австрийской Империи. Но владыка Евгений постепенно добился претворения своего плана в жизнь. В 1870 году Далматинская епархия была разделена на две епархии, а Черновицкий архиерей получил титул архиепископа.
Точку в создании третьей самостоятельной Церкви в Австро-Венгрии поставил императорский декрет от 23 января 1873 года, в котором Евгений (Гакман) именовался Архиепископом Черновицким и Митрополитом Буковины и Далмации. К сожалению, сам архиепископ Евгений 31 марта 1873 года умер в Вене, не успев войти в новую должность.
Данным решением была поставлена определенная преграда перенесению национальных распрей на церковную почву. Национальное движение украинцев Буковины началось на несколько десятилетий позже румынского, и в случае присоединения Букови¬ны к румынской церковной организации была опасность превращения Церкви в инструмент румынизации края. Следует заметить, что связь Буковинской епархии с двумя епархиями Далмации была чисто номинальной, как в прежние времена связь Буковинской епархии с Карловацкой Митрополией. Таким образом, Буковинско-Далматинская епархия была скорее плодом политических комбинаций, чем реалией церковной жизни.
Даже если политические баталии между двумя автохтонными народами Буковины на рубеже XIX-XX веков изредка и переносились в церковную ограду, они никогда не переходили в открытую междоусобицу и вражду.
Во время Первой мировой войны, когда Буковина была оккупирована российскими войсками, тогдашний митрополит Буковины и Далмации Владимир (де Репта) издал указ духовенству молиться за российского Царя и победу российских войск. В дальнейшем, когда австрийцы отбросили российские войска с Буковины, митрополита и консисторию вывезли сначала в Прагу, а потом в Вену, где после разбирательства отправили за штат. Вскоре война закончилась, Буковина вошла в состав Румынии, и митрополит Владимир снова возглавил Митрополию.
После присоединения к Румынии, церковная организация края, как автономная единица, вошла в состав Румынской Православной Церкви. Последняя в то время состояла из епархий Малой Румынии с центром в Бухаресте, епархий Трансильвании, ранее входивших в состав венгерской части Австро-Венгрии (Семигородская митрополия), Буковинской епархии, принадлежавшей к автрийской части Австро-Венгрии, Кишиневско-Бессарабской епархии, ранее входившей в состав России и др.
С целью узаконить данный порядок и организацию Румынской Церкви, в 1925 году был принят закон “Об организации Румынской Православной Церкви”. Сама Церковь получила статус Патриархии и состояла из 5 автономных митрополий, каждая из которых насчитывала по несколько епархий. Таким образом, Черновицкий архиерей получил митрополичий титул, и в его подчинение перешла, кроме Буковинской, еще и Хотинская епархия с центром в г. Бельцы (нынешняя Молдова). До этого духовенство Хотинщины (Северная Бессарабия) пребывало под юрисдикцией Кишиневского архиерея. В результате Черновицкий владыка Нектарий (Котлярчук) в 1925 году был интронизован с титулом митрополита Буковины и Хотина.
Кроме того была перестроена система внутреннего управления епархии. Наконец, данный закон поставил точку в борьбе между руководством митрополии и Министерством сельского хозяйства Румынии за владение Религиозным фондом - он с 1918 года 5 раз переходил из рук в руки, до тех пор, пока, согласно закону 1925 года, не перешел в распоряжение Церкви.
В результате в 20-30-х годах быстро росло количество новых храмов, монастырей и духовенства в епархии. Однако же, отрицательной стороной этого периода было проведение всеохватывающей румынизации, которая не обошла и Церковь. Православное русское (украинское) население края отрицательно встретило календарную реформу, когда с 01 января 1928 года Румынская Патриархия перешла на новый стиль (т.н. ново-юлианский календарь).
В 1935 году, после смерти митрополита Нектария, новым Черновицким архиереем стал Виссарион (Пую), который был интронизован с титулом митрополита Буковины, Хотина и Марамуреша, так как в его подчинение перешла еще Марамурешская епархия (сейчас находится вне границ Украины, но в то время была заселена преимущественно украинцами). В 1940 году король Румынии отправил его за штат за то, что последний написал письмо И.Сталину, в котором осуждал антицерковную политику СССР. Письмо было перехвачено румынской тайной полицией.
Новым митрополитом был назначен епископ Хотинский Тит (Симедря). Интронизация была назначена на 01 июля 1940 года, но уже 29 июня в Черновцы вошла Красная Армия. За день до этого, владыка Тит выехал в Сучаву (Южная Буковина, Румыния). Вместе с ним край покинул почти весь клир Митрополии - осталось чуть больше 10 священников.
Так как Черновицкая область вошла в состав Украинской ССР, Черновицкая епархия стала частью Украинского Экзархата РПЦ. Хотя новая власть не закрывала храмы на новых территориях, духовенства не хватало, а восполнить его недостаток было неоткуда, поскольку и в Советской Украине существовала та же проблема. Поэтому, для улучшения ситуации в Черновицкой епархии, сюда был направлен епископ Дамаскин (Малюта).
Во время немецко-румынской оккупации (1941-1944 гг.) церковную организацию Буковины снова возглавил митрополит Тит (Симедря), который в марте 1944 года повторил сценарий 1940 года, то есть опять вместе с клиром выехал в Румынию, но уже навсегда.
В июне 1944 года Священным Синодом РПЦ в Черновицкую епархию для налаживания церковных дел и временного управления был направлен протоиерей Евфимий (Ковернинский). Он стал Епархиальным благочинным и настоятелем Кафедрального собора в Черновцах. В начале 1945 года он принял монашеский постриг с именем Феодосий и был назначен епископом Черновицким и Буковинским.
На протяжении 1944-1945 годов все духовенство епархии, согласно личным прошениям, перешло под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Юридическое разрешение данного вопроса состоялось в результате переговоров между руководством Советского Союза и Румынии.
В послевоенное десятилетие государственно-церковные отношения в СССР были более благоприятными для Церкви, чем в течение 20-30-ых годов, когда происходило ее физическое уничтожение. Черновицкая епархия в послевоенные годы насчитывала около 370 приходов, 200 священников, 2 монастыря - Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь “Крещатик” и Свято-Введенский женский монастырь в Черновцах. Однако, многие замыслы Церковь так и не смогла реализовать, например, не удалось открыть духовное учебное заведение в Черновцах, не получилось создать епархиальный печатный орган и т.п.
В конце 50-х - начале 60-х годов в СССР прошли антицерковные акции, которые не обошли и Черновицкую епархию. Было закрыто около 100 храмов и 2 монастыря, уменьшилось количество духовенства, поднялся его возрастной и понизился образовательный уровень и т.п.
В последствии, на протяжении почти четверти века (до 1988 года), больших антицерковных акций не проводилось, однако и уступок Церкви не делалось: ни один храм в епархии не был возвращен верующим, новых общин не было зарегистрировано, над духовенством и верующими был установлен контроль и т.п.
В конце 80-х годов положение Церкви изменилось в лучшую сторону. После празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году, в епархии началось активное возрождение полнокровной здоровой церковной жизни. Было зарегистрировано много новых церковных общин (в основном, из числа снятых с регистрации во время хрущевских гонений), возобновилось строительство храмов, начали действовать монастыри, значительно увеличилось количество духовенства и было снято большинство ограничений на религиозную деятельность.
Весной 1990 года в Черновцах образовалась небольшая группа сторонников новообразованной самозванной религиозной организации – т.н. Украинской Автокефальной Церкви. В конце мая в Черновцы с Галичины прибыл Михаил Ковальчук, иерей РПЦ, который был рукоположен автокефалистами во епископа Данила. Он возглавил на Буковине движение за переход религиозных общин канонической Церкви в УАПЦ. Летом 1990 года в УАПЦ перешла община Свято-Покровской церкви с. Мамаевцы Кицманского района вместе с настоятелем Стефаном Антоновичем. С осени 1990 года началась регистрация общин УАПЦ в государственных органах. В начале 1992 года УАПЦ на Буковине имела более 10 зарегистрированных общин, из которых только 6 имели храмы.
В результате печально-известного политиканско-самосвятского т.н. “объедини¬тельного Собора” УАПЦ 1992 года и предшествующих ему событий, Киевский Патриархат вырос на Буковине до полусотни приходов. Это был пик его деятельности. Следует заметить, что вопросы о переходе в КП православных общин решались тогда путем насилия со стороны националистически настроенных экстремистов при попустительстве местных властей. На протяжении последующих годов в раскол ушло еще несколько приходов и священников, в большей мере благодаря администра¬тивному беспределу и прорехам в законодательстве. Кроме этого, в области зарегистри¬ровано еще более 50 приходов КП, однако же существуют они лишь номинально. Это те общины, которые не смогли реализовать свои планы относительно захвата храмов канонической Церкви. По той причине, что в данном движении больше политики, чем духовности, его участники, в случае неудачной попытки захвата чужого храма, лишь в редких случаях проявляли заботу о сооружении собственного. Церковная жизнь членов таких общин выражается в том, что они время от времени посещают богослужения в храмах канонической Церкви.
В 1997 году в епархии КП случился внутренний раскол. Священники, буковинцы по происхождению, которые были не удовлетворены прогалицкой политикой “митрополита” Данила, при поддержке тогдашнего губернатора создали т.н. Кицманскую епархию КП. Это внесло еще большую путаницу и раздор в жизнь раскольников. Новой тенденцией в автокефалистском расколе на Буковине явилось создание независимых приходов, которые выделяются из КП.
Сфальсифицированный нечестными церковными деятелями и поддержанный тогдашней властью, самосвятский раскол так называемого Киевского Патриархата, который возник на базе УАПЦ, мешает Украинской Православной Церкви развиваться в полной мере. В некоторых населенных пунктах существует разобщенность в среде верующих. Вместо того, чтобы отдавать себя решению вопросов духовной жизни, люди зачастую занимаются спорами, доказывая свою правоту. Хотя на данное время страсти несколько утихли, часть приходов еще остается в расколе. Люди, которые ищут в Церкви Бога, а не удовлетворения своих житейских интересов, постепенно понимают губительность раскола и возвращаются с покаянием в каноническую Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Православную Матерь-Церковь.
Черновицко-Буковинская епархия Украинской Православной Церкви выполняет свою спасительную миссию и, несмотря на временные трудности, продолжает свидетельствовать миру Евангелие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа в своих границах.
Источник: eparhia.cv.ua/
Коментарі (0)
Другие новости:
- 24.12.2024 11:21
- 24.12.2024 11:08
- 19.12.2024 11:12
- 18.12.2024 19:03
- 16.12.2024 13:12
- 13.12.2024 15:47
- 11.12.2024 16:56